Задержка психического развития

Задержка психического развития у ребенка представляет собой системное отставание по всем интеллектуальным параметрам от нормальных показателей. Проявляется нарушение незрелостью психического развития, общим недоразвитием речи и отставанием в формировании эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается отклоняющееся поведение, нарушения мелкой моторики, неспособность к обучению и организованной деятельности.

В отличие от большинства схожих расстройств, задержка психического развития ребенка – обратимое явление. При надлежащим образом организованном коррекционном воздействии задержку психического развития можно устранить. Однако задержка психического развития не всегда очевидна и часто взрослые упускают проявления ЗПР, списывая отклонения в поведении и успеваемости на лень.

Как распознать отклонение

В детском возрасте психическое развитие происходит неравномерно, поэтому до 4-5 лет вести речь о его задержке и, тем более, коррекционном вмешательстве, не принято и медицинская диагностика развития ребенка не проводится. Однако существуют тревожные сигналы, на которые обращают внимание педиатры и детские неврологи в рамках профилактических осмотров и оценки уровня развития. Задержка психического развития ребенка проявляет себя по-разному в зависимости от того, сколько малышу лет (1*).

Симптомы, которые проявляются в 1 год:

  • отставание в сфере физического развития (поздно начал держать голову, переворачиваться на живот, садиться, не ходит);
  • отсутствуют свободные манипуляции с предметами;
  • движения раскоординированы;
  • эмоциональная лабильность или чрезмерные капризы;
  • пассивность.

Симптомы, которые проявляются к 2 годам:

  • не знает свое имя и не реагирует на него;
  • не способен отвечать на вопросы, плохо понимает обращенную речь;
  • трудности с засыпанием;
  • чрезмерная плаксивость, возбудимость;
  • обильное слюнотечение;
  • не способен концентрировать внимание.

Симптомы, которые проявляются к 3 годам:

  • отсутствие или выраженные дефекты речи;
  • примитивные игры и занятия;
  • отсутствие кругозора и базовых знаний об окружающем мире;
  • наглядно-действенное мышление;
  • неспособность выполнять инструкции и соблюдать правила;
  • агрессия, чрезмерная возбудимость;
  • быстрое наступление усталости;
  • детский инфантилизм.

К 4 годам уже доступна полноценная диагностика и к этому моменту врач может сделать вывод о том, что имеет место задержка психического развития. Так, в этом возрасте, дети с задержкой психического развития страдают дефицитом внимания и не способны концентрироваться на одном объекте дольше нескольких минут. Их интерес к окружающему миру поверхностный и восприятие не целенаправленно, не хотят играть со сверстниками, погружены в себя. Они плохо поддаются воспитанию, не реагируют на критику, их эмоциональный фон неустойчив, инфантильны.

Уровень интеллектуального развития низкий, речь сформирована слабо, лексический минимум ограничен несколькими десятками слов. Отсутствует абстрактное мышление и воображение, трудности с запоминанием визуально и на слух. Дети с задержкой психического развития не проявляют интереса к получению знаний, не задают вопросов и не склонны наблюдать. Помимо этого, имеются физические критерии диагностики, к которым относятся такие проявления, как:

  • гипотонус;
  • недержание мочи;
  • частые недомогания;
  • быстрая смена настроения, период гиперактивности перемежается с полной апатией;
  • нарушения координации.

Решение о наличии задержки психического развития ребенка всегда принимается специалистами коллегиально, после тщательного обследования маленького пациента. Коррекционное воздействие тем результативнее, чем раньше будет начато, поэтому сразу после выявления ЗПР важно приступить к лечению. К младшему школьному возрасту добиться результатов будет гораздо сложнее, а к пубертатному периоду недуг приобретет более тяжелую форму и успех коррекции будет маловероятен.

Причины ЗПР

Задержка психического развития может быть обусловлена биологическими или социальными аспектами. К первой группе относятся такие факторы, как:

  • отягощенный анамнез, что подразумевает наличие в роду лиц, страдавших аналогичным нарушением;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в раннем возрасте;
  • осложнения в перинатальном периоде (резус-конфликт, инфекционные заболевания матери, прием лекарственных средств);
  • недостаточное питание младенца;
  • недоношенность.

Среди социальных факторов, на возникновение задержки психического развития ребенка влияют:

  • неправильный подход к воспитанию, педагогическая запущенность;
  • отсутствие эмоционального контакта со значимым взрослым;
  • дефицит коммуникации со сверстниками;
  • жестокое обращение;
  • гиперопека.

Чаще всего в медицинской практике встречаются случаи, когда причиной задержки психического развития ребенка выступает совокупность факторов (2*).

Формы заболевания

Дети с ЗПР могут сильно отличаться друг от друга по психическому развитию, выраженности симптомов и индивидуальным особенностям нервной системы. В медицинской литературе, в частности речь идет о трудах М. С. Певзнер, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, описано несколько классификаций задержки психического развития. В основе каждой классификации лежат разные принципы градации нарушений. В зависимости от происхождения, принято различать 4 основных формы ЗПР:

  • конституционного генеза – характеризуется более медленным формированием ЦНС. Дети инфантильны, доминирует игровой мотив, они плохо поддаются воспитанию, не усидчивы. Интеллектуальное и физическое развитие ниже возрастной нормы;
  • соматогенного генеза – формируется вследствие тяжелых болезней, перенесенных в младенчестве с длительным пребыванием в условиях стационара. Такие пациенты имеют выраженные нарушения эмоционально-волевого плана, восприятие сужено, нет способности к воображению, память кратковременная;
  • психогенного генеза – обусловлен социальными факторами, а именно условиями жизни ребенка. Переизбыток, равно как и дефицит внимания пагубно сказываются на психическом развитии, провоцируя скудность мышления, неуравновешенность, фобии и агрессию. Психическое развитие не соответствует норме, чувства и переживания отличаются незрелостью.
  • органического генеза – возникает, когда имеет место поражение коры больших полушарий во внутриутробном периоде, вследствие прижизненной травмы, перенесенной нейроинфекции или асфиксии. Такие нарушения характеризуются мозаичностью проявлений, дети плохо поддаются обучению, не интересуются процессом общения со взрослыми и сверстниками, имеют большие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Классификация задержки психического развития важна для более точного определения причин нарушения и подбора максимально эффективной коррекционной программы.

Методы лечения

Задержка психического развития ребенка по сравнению с другими разновидностями нарушений интеллектуальной сферы легче всего поддается коррекционному воздействию. Чтобы привести в норму психическое развитие пациента требуется комплексный подход, включающий:

  • прием медицинских препаратов;
  • коррекционные занятия с дефектологом, логопедом, психотерапевтом и другими узкими специалистами;
  • создание благоприятной среды по месту проживания;
  • расширение границ восприятия, обогащение жизненного опыта;
  • развитие абстрактного мышления и воображения посредством специальных коррекционных игр;
  • общеукрепляющая коррекционная терапия;
  • формирование интереса к общению и расширение коммуникативной сферы через групповые коррекционные занятия со сверстниками;
  • развитие двигательных навыков, ЛФК, плавание, массаж, физиотерапия.

Основная цель коррекционной терапии в нивелировании задержки психического развития ребенка. В случае успеха психическое развитие должно стать соответствующим общепринятой норме, а также сформироваться словарный запас, когнитивная сфера, социально-приемлемые поведенческие паттерны. Коррекция включает в себя стимулирование мелкой моторики и координации движений. Эффективно это достигается в ходе коррекционных подвижных игр и всех видов детского творчества. Также положительно на реабилитацию детей с задержкой психического развития влияют контакты с животными, пребывание на свежем воздухе и водные процедуры.

Для усиления положительного эффекта методов коррекционного воздействия, может быть применено медикаментозное лечение, направленное на улучшение обменных процессов головного мозга. Таким эффектом может обладать ноотропное средство на основе гопантеновой кислоты — «Гопантомид». Препарат рецептурный и его прием может осуществляться исключительно по назначению врача. Представлен в двух лекарственных формах: суспензия объемом 50 и 100 мл, а также таблетки дозировкой 250 и 500 мг.

Очень важно, чтобы взрослые, которые осуществляют заботу о пациенте, сумели создать для него атмосферу любви и терпения. Задержка психического развития ребенка затрудняет общение и обмен эмоциями с ним, но это не значит, что он перестает в них нуждаться.

Задержка психического развития

Родителям не следует ожидать, что развитие ребенка придет в норму мгновенно, им стоит настроиться на долгую, систематическую коррекционную работу. Детский мозг очень пластичен и, если задержка психического развития не запущена и не связана с органическим повреждением центров коры больших полушарий, он сумеет восстановить все функции.

Методы коррекционного воздействия определяет лечащий врач, подбирая оптимальные средства для устранения задержки психического развития. Время, в течение которого детский мозг восприимчив к терапевтическим мерам ограничено и медлить с началом лечения недопустимо. Если упустить момент и не оказать коррекционную помощь в дошкольном детстве, в начальной школе наверстать отставание в развитии ребенка будет проблематично. Чтобы задержка психического развития ребенка не лишила его счастливого будущего, важно своевременно приступить к коррекционной помощи и строго следовать всем рекомендациям.

Источники:

1 — https://www.defectologiya.pro/zhurnal/zaderzhka_psixicheskogo_razvitiya_prichinyi,_simptomyi,_diagnostika/

2 — https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6627