Праздник был установлен в память о святителе Григории Чудотворце. Жил он в Малой Азии в 3 веке. Родителями его были язычники из города Неокесарии. Блестящее образование помогло Григорию углубиться в поиски смысла жизни человека, и он прочитал немало трудов великих философов, прежде чем нашел ответы на все вопросы, и даже больше, в Святом Евангелии.

Отныне Григорий был христианином, благочестивым и целомудренным. Что пришлось совсем не по нраву язычникам, молодежи его возраста. Как-то раз, чтобы посмеяться и сорвать с него маску праведника, они заплатили блуднице, и та разыграла перед Григорием представление, требуя деньги за то, что якобы предавалась с ним всевозможным грязным грехам. Григорий заплатил ей.

И тут же блудницу скрутил припадок, и, мечась по земле, она призналась в том, что лгала. Прочтя молитву, Григорий заставил бесов оставить ее тело.

В поисках уединения Григорий ушел в пустыню, надеясь обрести там скромный приют и возможность размышлять всю жизнь. Но вместо этого Григорий стал епископом родного города и свой дар направил к пастве – освобождая одержимых бесами, исцеляя больных и примиряя врагов.

В этот день крестьяне от мала до велика «закатывали зиму», то есть просто, как позволяли силы, кувыркались в снегу, прославляя солнце, и нужно было катиться подальше, чтобы зима была с трескучими морозами, чтобы не баловала народ, и тогда на год грядущий прибудет удачи.

Об этом наши предки говаривали: «Катись колесом от последнего осеннего месяца — к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь».

Холода на Григория предвещали сильное похолодание, и, в общем, денек соответствовал зимним месяцам: «Каков Григорий — такова и зима».

На добрый урожай на будущий год надеялись, коли лед, сковывавший реку, был темного цвета.